19 июля. /MEDIA TALK/. Как стало известно агентству МЕДИА ТОК, принятие закона о строительстве отелей на территориях виноградников отложили на неопределённый срок, документ планировали рассмотреть в мае-июне, но когда парламентарии вновь вернуться к нему, пока не известно.
Фото: Винодельня Lucky Winery. Автор Иван Петров
На сегодняшний день в России насчитывается около двух сотен винодельческих предприятий. Винным туризмом из них занимается меньше половины — около 70 компаний. Большая часть из них расположены в Краснодарском крае и в республике Крым. К сожалению, отмечает директор Всемирной организации винного туризма по РФ Леонид Попович, винный туризм в нашей стране все еще привязан к сезонности. В то время, наши винодельни, как и винодельческие предприятия во всем мире, могут принимать гостей круглый год. «Сейчас схема такая — едут на море и заодно заезжают на винодельни. А у нас задача такая, чтобы ехали на винодельни, а потом уж на море.» По мнению Леонида Поповича, чтобы достичь этой цели, необходимо ещё многое изменить. Одним из основных препятствий является запрет на рекламу винодельческих предприятий. В нашей стране запрещено рекламировать алкогольные напитки. Под действие этого закона попадают и винодельческие хозяйства. Возможно, поэтому винные туры так важны для этих предприятий. Туристы для них зачастую становятся основным каналом рекламы и продаж. В частности, это касается небольших виноделен.
Люди покупают эмоции и воспоминания, объясняет Иван Петров, основатель и владелец крымской винодельни Lucky Winery. «В малых винодельческих хозяйствах на экскурсиях, общаясь с виноделами «с глазу на глаз», туристы вдохновляются эмоциями, вместе с вином мы продает впечатления, которые потом их греют в течение всего года. Они ищут наше вино в своих городах, на полках винных бутиков и ресторанов. Таким образом, мы через прямой контакт осуществляем основной маркетинг», - рассказывает винодел.
Фото: Яна Литвинчук, член Российской Ассоциации сомелье, основатель энотуристического проекта «ЭНОтузиасты»
Винный турист Елена Копышева неоднократно посещала европейские винодельни. За границей, рассказывает она, винный туризм очень хорошо рекламируется, причем с посылом, что он доступен каждому желающему. Есть узнаваемость бренда, люди хотят попасть на определенную винодельню. В России же это туристическое направление остается более закрытым, направлено больше на гурманов. Чаще всего мы узнаем о винных турах от гидов, поясняет Елена Копышева
О дефиците активного продвижения винного туризма говорят и представители турбизнеса. Генеральный директор ООО «ТО «ПЛАНЕТА СОЧИ» Эллина Акиншина рассказывает: «Мало кто знает о том, что за немногие 10 лет качество нашего вина и красота наших виноделен не уступает мировым винным брендам. Например, винодельни "Имения Сикоры" и "Долина Лефкадии" входят в топ-50 лучших в мире, объекты "Кубань-Вино" в прошлом году приняли чуть больше 20 тысяч гостей, а туристический комплекс «Абрау Дюрсо» посетили более полумиллиона человек. Но ведь это не предел.»
В беседе с журналистами МЕДИА ТОК представители винного бизнеса о серьёзной конкуренции в своей сфере не упоминают. Тем не менее, чтобы привлечь как можно больше посетителей, каждое современная винодельческое хозяйство стремится выделиться на фоне остальных, делая свои туристические программы более разнообразными. Так, например, семейная винодельня Nesterov Winery, расположенная между Новороссийском и Анапой, предлагает своим гостям вечера живой музыки, DJ-сеты на виноградниках и винное казино. Винодельня «Château de Talu», находящаяся рядом с Геленджиком, проводит квест «Невесты», главный приз которого — свадьба на территории виноградников. Молодой проект «Шато Пино», разместившийся на склонах Новороссийска, предлагает совместить дегустации с посещением собственной улиточной фермы.
Кроме того, для привлечения туристов в винные регионы производители организовывают тематические фестивали, такие, как например «Донская лоза», WineFest в Балаклаве, Фестиваль вина в долине Лефкадия, «Строптивый виноград» в Новороссийске. Винный туризм имеет все шансы стать одним из приоритетных направлений внутреннего и въездного туризма, считает Татьяна Лобач, заместитель председателя Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Государственной Думы. Она напоминает, что в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в Крыму, Краснодарском крае и Ростовской области были разработаны брендовые маршруты, которые называются «Винные дороги». Они объединяют лучшие винодельни каждого региона, создавая туристические направления, рассказывающие не только о вине, но и о природе, истории и культуре винной провинции. Схемы передвижения и дополнительная информация о маршрутах публикуется на специальных сайтах — за этим следит администрация каждой винной области. В Краснодарском крае некоторые винодельческие хозяйства из этой «дорожной карты» предлагают туристам возможность приобрести общий билет со скидкой при посещении нескольких предприятий. Брендовые маршруты «Винные дороги» также становятся основой для составления экскурсий в туристических компаниях.
Фото: Яна Литвинчук, член Российской Ассоциации сомелье, основатель энотуристического проекта «ЭНОтузиасты»
Основатель винодельни Vinabani Юрий Химичев был одним из создателей маршрута «Винные дороги Долина Дона» Ростовской области. Программа работает, говорит он, но не на полную мощность. Не так как хотелось изначально.
Еще два года назад к нему на хутор Малая Мартыновка каждые выходные автобусами привозили туристов. Сейчас организованных групп практически нет, жалуется винодел. Потому что стоимость посещения винодельни - одна тысяча рублей. Организованный тур с доставкой из Ростова стоит от трех тысяч рублей за человека. Он считает, что туристические компании чрезмерно завышают стоимость своих услуг, тем самым отпугивая массовых туристов. Поэтому гурманы и любители энотуризма все чаще выбирают авторские экскурсии. «Интерес к внутреннему туризму, и в том числе к винному, начал расти в 2020 году в период закрытия границ во время пандемии», - вспоминает член Российской Ассоциации сомелье, основатель энотуристического проекта «ЭНОтузиасты» Яна Литвинчук. «Когда вино хорошего качества и производится в особенно красивых местах, неизбежно появляется поток туристов. Посетители воспринимают дегустацию вина, как активность, а время, проведенное на винодельне, сравнивают с посещением исторической достопримечательности.» Индивидуальные четырехдневные туры Яны Литвинчук по винодельням России обойдутся путешественнику от 65 до 100 тысяч рублей. И это без учета затрат на логистику.
Винный турист Алина Айнетдинова, признаётся, что путешествия по винодельням в разных странах — это всегда дорогое удовольствие. Однако в России такие поездки вполне доступны. «Здесь есть предприятия, предлагающие недорогие экскурсии и дегустации, так что каждый может выбрать подходящий вариант по цене. Стоимость посещения винодельни с дегустацией варьируется от 900 до 5 тысяч рублей в зависимости от уровня предлагаемого продукта», - рассказывает она.
Кроме того, считает руководитель «Винного гида России» Олеся Латышева, в России есть тренд на северное виноделие. «Отчасти это связано с климатическими изменениями, отчасти с запросом потребителя на локальный продукт. Поэтому стали развиваться винные направления Нижнего Поволжья.».
Дело в том, что Алина Айнетдинова, как и многие другие винные туристы в России, предпочитает путешествовать самостоятельно. По оценкам Всемирной организации винного туризма, примерно 60-70% путешественников в России выбирают такой формат поездок. Во-первых, всё из-за той же высокой стоимости у организованных туров. Во-вторых, из-за особенностей передвижения туристов по нашей стране. На винодельне в Волгоградской области большая часть посетителей — автопутешественники. «Мы не испытываем проблем с туристами. У нас очень удачное расположение, - объясняет заместитель директора винодельни «Покровская» Сергей Плетнюк. - Винодельня находится рядом с федеральной трассой. Автомобильные туристы - отпускники едут из средней полосы России, с Урала и даже Сибири на своих машинах к Чёрному морю и заезжают к нам.»
По этой же причине для традиционной винной провинции Крыма последние годы нарушение привычной логистики, наоборот, становится фактором риска в развитии туризма и виноделия.
«Когда мы открывались, нам обещали туристов из других стран, а сейчас к нам даже люди с «континента» не доезжают», - объясняет основатель и владелец крымской винодельни Lucky Winery Иван Петров. За семь лет своего существования винодельня в Бахчисарае превратилась в полноценный туристический комплекс. Здесь есть лодочная станция, бассейны, ресторан и гостиница. «Для европейского винного туризма отель и ресторан при винодельне обязателен. После просмотра виноградников и дегустации посетители могут остаться на ночь и насладится ужином. К развитию такой инфраструктуры приходит любое винное хозяйство», - говорит Иван Петров.
Несмотря на европейский тренд, в нашей стране гостиницы на винных предприятиях встречаются довольно редко. Согласно данным NF Group, по состоянию на май 2024 года при винодельнях в России насчитывается всего 13 небольших отеля до 30 номеров. Единственным исключением является гостиницы Abrau Light Resort & Spa, в котором 111 номеров.
На ситуацию мог бы повлиять закон, принятия которого так ждали российские виноделы. Он должен был разрешить строить отели на сельскохозяйственных землях, а именно в самих виноградниках. В самой первой редакции оговаривались такие важные условия, как высота здания не должна превышать двух этажей, а виноделие для компании должно быть основным видом бизнеса.
Основатель винодельни Vinabani Юрий Химичев уверен, что для 70% владельцев виноградников, построить отель среди лоз невозможно. «Это, конечно, очень по-европейски — строить инфраструктуру прямо посреди виноградников. Но в Италии, Франции дороги и электричество к винным предприятиям прокладывают за счет муниципалитета. Я могу построить домик посередине своего хозяйства, могу подключить к нему генератор. Но у нас сейчас +42 градуса на улице. Генератор не потянет и технику на кухне, и кондиционер. Нужно тянуть электричество. А это для меня слишком дорого.». Туристический комплекс винодельни Vinabani расположен на краю хутора Малая Мартыновка в 10 минутах езды от виноградников.
Винодельческие хозяйства, которые окружены только сельскохозяйственными землями, таких, как например волгоградская «Покровская», принятие этого закона очень ждут. Второе чтение анонсировали в мае-июне этого года. Однако, как сообщил журналисту МЕДИА ТОК представитель Комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры ГД в неофициальной беседе, законопроект отложили, как говорится «под сукно». Когда достанут, никто из собеседников издания не знает. Впрочем, виноделам в данный момент не до строительства. Сезон в самом разгаре. По прогнозам, из-за установившейся на юге России жары урожай соберут раньше обычного. Из-за нехватки влаги и высоких температур ягоды будут мельче обычных и созреют быстрее. В этом году виноделы не ждут высокого урожая винограда.
Ранее мы рассказывали, что в России может существенно подорожать вино.
Фото: ru.freepik.com